Психолог

 

Психолог

Советы - подсказки психолога родителям по поддержке положительного эмоционального фона в семье

 

 

Семья - это самое родное и близкое для каждого из нас окружение, поэтому так важно, чтобы она всегда была зоной тепла, уюта психологического комфорта, положительной эмоциональной атмосферы.

 

Семейный формат общения, когда все члены семьи находятся вместе в режиме «24» на «7», требует особого подхода и, прежде всего, творческого.

 

С целью поддержки позитива в общем настроении семьи предлагается провести «Цветную неделю семейного общения» с использованием техники «цветотерапии», основанной на положительном влиянии цвета на психическое и физическое состояние человека.

 

«ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ»

 

Основная идея организации «Цветной недели семейного общения» заключается в проведении ассоциаций дней недели с цветами радуги: семь дней недели – семь цветов радуги.

 

Известно, что цветовая гамма радуги, ее живительные лучи формируют положительный эмоциональный фон, способствуют созданию хорошего настроения, позитивного отношения к жизни, помогают зарядиться энергией.

 

Алгоритм проведения «Цветной недели семейного общения»

 

Общие установки:

 

- каждый день недели, начиная с понедельника, поочередно «окрашиваем» в определенный цвет в соответствии с расположением цветов в радуге;

 

- в течение всего дня ищем предметы домашнего обихода соответствующие цвету дня, кушаем цветные продукты, подбираем одежду, в которой присутствуют оттенки данной цветовой гамы;

 

- ежедневно выполняем творческое задание, содержание которого определяется термином, начинающимся с «заглавной буквы» названия цвета, фотографируем выполнение творческих заданий.

 

Красный понедельник

 

Красный цвет – цвет энергии и энтузиазма, обозначает активность, лидерство, инициативность, стремление к успеху, потребность действовать. Красная полоса первая и самая длинная во всей радуге.

 

Творческое задание связано с термином «Корни»: оформите коллаж на тему «Семейное дерево», укажите имена всех членов семьи, поговорите о семейных корнях, семейных ценностях.

 

Оранжевый вторник

 

Оранжевый цвет - второй цвет в радуге - цвет энергии, динамичности, экстравагантности, оптимистичности и уникальности, способствует развитию творческого потенциала.

 

Творческое задание связано с термином «Оптимизм»: все члены семьи рисуют (изготавливают) по одному оптимистично настроенному «смайлику», крепят их на общий плакат, делают надпись: «С оптимизмом в будущее!»

 

Желтая среда

 

Желтый цвет - третий цвет в радуге – является насыщенно ярким, поскольку представляет цвет солнца, означает что-то легкое и счастливое, символизирует стремление к новому.

Творческое задание связано с термином «Желание»: члены семьи разрабатывают «Ментальную карту желаний», в которой описывают свои желания и пути их осуществления.

 

Зеленый четверг

 

Зеленый цвет - расположен в центре радужного спектра. Обозначает уверенность в себе, настойчивость, деловитость. Способствует гармонии, балансу, росту и хорошему здоровью. Является символом плодородия.

Творческое задание связано с термином «Знания»: проводится в форме творческой эстафеты под девизом «Знаю! Умею! Научу других!». Участники анализируют свои «уникальные» знания и умения, а затем проводят «авторские мастер-классы» по передаче своих знаний и умений другим членам семьи.

 

Голубая пятница

 

Голубой цвет – обозначает умиротворение, легкость в общении. Использование этого цвета в нашей повседневной жизни приводит к миру и пониманию. Оттенки голубого цвета ассоциируются с небом, океаном, прозрачной далью.

Творческое задание связано с термином «Гурман»: вся семья участвует в приготовлении семейных блюд, затем собирается за общим семейным столом, чтобы их отведать.

 

Синяя суббота

 

Синий цвет - обозначает гармонию, эмоциональную стабильность, является символом доброты, постоянства, верности и честности.

 

Творческое задание связано с термином «Спорт»: день проходит под девизом: «У нас здоровое тело и дух, потому что спорт - наш лучший друг». День начинается с комплексной зарядки и далее посвящается активным спортивным занятиям: прыжки, футбол, волейбол и т.д.

 

Фиолетовое воскресенье

 

Фиолетовый цвет – последний, самый нижний цвет в радуге – считается таинственным и необычным, обозначает впечатлительность, эмоциональную выразительность, интуитивное понимание, символизирует духовные достижения.

 

Творческое задание связано с термином «Фото»: семья собирается вместе, вспоминает о каждом дне «цветной недели», рассматривает фотографии, делает финальное фото и пополняет свой семейный фотоальбом.

 

Интересной всем «цветной недели!»


 

Тест-опросник родительского отношения

 

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

  1. "Принятие - отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большой части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3. "Симбиоз" -  шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, чувствами.
  5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

             Текст опросника

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в  стороне  от реальных жизненных проблем,если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребенку чувство  расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9  Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастает порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

21.Я принимаю участие в моем ребенке.

22.К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет,  с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что ребенок прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажеться,что я не навижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастает не приспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравиться мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием своего ребенка.

58.Не редко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

60.Я не высокого мнения о способностях своего ребенка  не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику

 

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарно гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

 

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

     -отверждение,

     -социальная желательность,

     -симбиоз,

     -гиперсоциализация,

     -инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

                                                         1 шкала: «принятие отвержение»

«сырой                          0            1            2           3             4          5          6              7            8

балл»   

Процентильный          0             0            0          0             0          0        0.63          3.79      12.02          

Ранг                     

«сырой балл»               9            10          11         12          13         14        15            16            17                                 

Процентильный         31.0       53.79     68.35    77.21      84.17   88.60    90.50     92.40    93.67                                                                          

Ранг

«сырой балл»             18            19           20         21          22         23        24            25          26                           

Процентильный       94.30       95.50     97.46    98.10    98.73     98.73   99.36        100        100                                                                            

Ранг

«сырой балл»             27            28          29         30           31        32                                                                                  

Процентильный       100          100        100        100        100       100                                                                              

Ранг

                                                                   2 шкала

«сырой балл»             0          1           2          3           4           5         6           7          8          9                    

Процентильный       1.57    3.46      5.67     7.88      9.77     12.29   19.22   31.19    48.82   80.93

Ранг

                                                                   3 шкала

«сырой балл»                 0          1              2             3             4               5             6             7

Процентильный         4.72     19.53        39.06     57.96       74.97       86.63     93.93        96.65                                                            

Ранг

                                                                    4 шкала

«сырой балл»                0           1              2             3             4               5            6                                

Процентильный          4.41     13.86      32.13       53.87      69.30       83.79      95.76                                                                

Ранг

                                                                     5 шкала

«сырой балл»                0            1            2             3              4               5             6              7              

Процентильный         14.55     45.57    70.25      84.19        3.04          96.83      99.37        100                                                                       

Ранг

 

Дата последнего обновления страницы 18.06.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»