Психологический климат семьи

Психологический климат семьи

 Памятка  «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

 • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребен­ком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.


 

 

В чем проявляются нарушения психического здоровья школьников

                                                        (по Д. Журавлеву)

   Наиболее частые нарушения психического здоровья школьни­ков: синдром дефицита внимания, аддиктивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.

   Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма хро­нических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка от­стает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперак­тивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внима­ния, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосре­доточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

   Аддитивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление го­ворить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в при­нятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с та­кими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

   Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, актив­но стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состоя­ние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шан­тажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

   Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной ра­боты, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хва­тило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рас­считать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких уча­щихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тре­вожности, страх перед будущим. Расстройство временной Перспекти­вы - причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуаци­ям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологиче­ским здоровьем.


Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

                                     (методика Н. К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма для юношей. В варианте для девушек исключен вопрос 6. На вопросы 1-10 предлагается отвечать «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1.   Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.

2.   Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3.   У меня есть привычка сутулиться.

4.   Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5.   Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6.   Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7.   Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8.   Нередко читаю при плохом освещении лежа.

9.   Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15.  Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов.  По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д. По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов.


Цветы в доме.

Плющ избавит от зависимости- табачной или алкогольной.

Кротон застрахует подростка от попадания в плохую компанию.

Герань смягчит энергию гнева и разовьёт чувство юмора.

Фикус избавит от плаксивости, разовьёт энтузиазм.

Агава необходима в семье, где от постоянных ссор между родителями страдает ребёнок, она успокаивает и вселяет нежность.

Юкка помогает тем, кто решился сесть на диету и похудеть; мешает ссорам.

Белые фиалки очищают дом от отрицательной энергии, а иногда и от тараканов.

Голубые фиалки развивают творческие способности.

Фиолетовые - налаживают взаимопонимание.

Алоэ способствует укреплению здоровья.

Калла бережёт семейный союз.

Сансевиерия избавляет дом от грубости, сплетён, злословия.

Кактусы умеют нейтрализовать внезапные вспышки гнева, припадки ярости.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".